Ислам и (пост)колониальные фобии XIX–XXI вв.

Восприятие ислама в целом и форм его бытования в регионах с колониальным и советским прошлым во многом зависит от фобий по отношению к исламскому Другому, унаследованных от эпохи колониальной экспансии и длительной деколонизации XIX–XXI вв. В колониальном (и отчасти советском) прошлом образ ислама привычно ассоциировался у европейцев с насилием. Опровержение этого тезиса не входит в наши задачи. Об этом уже много писалось. Этот короткий цикл лекций построен вокруг обсуждения конкретных образов и социальных практик конфессионально ориентированного насилия, которое еще сегодня привычно увязывается среди немусульман с исламом. Речь пойдет о деконструкции международных фобий «мюридизма», «джихадизма» и прочих страхов перед "исламской угрозой", нередко имеющих колониальные корни. Вместе с тем, будет рассмотрена своеобразная гибридная культура насилия, сложившаяся в области социального бандитизма (Э. Хобсбаум) как формы сопротивления власти мусульманской деревни в ответ на государственные программы «умиротворения», «раскрепощения» и иных видов насильственной секуляризации и модернизации. Особое внимание будет обращено на новые политические и религиозные интерпретации практик социального насилия среди мусульман, их гендерные особенности, их эксплуатации в массовой культуре от популярной беллетристики до жанровой живописи, театра и кино. Темы лекций цикла: 1. От колониального к национальному дискурсу джихада 2. Ишкиль/барымта и кровная месть: обычаи против власти в (пост)колониальном обществе 3. Нарратив благородных разбойников: кавказские абреки и их параллели за рубежом 4. Гендерные особенности ориенталистских фобий об исламе 5. Исламская «угроза» в публицистике, живописи, театре и кино

Название Преподаватель Описание
1 От колониального к национальному дискурсу джихада Бобровников Владимир Олегович Восприятие ислама в целом и форм его бытования в регионах с колониальным и советским прошлым во многом зависит от фобий по отношению к исламскому Другому, унаследованных от эпохи колониальной экспансии и длительной деколонизации XIX–XXI вв. В колониальном (и отчасти советском) прошлом образ ислама привычно ассоциировался у европейцев с насилием. Опровержение этого тезиса не входит в наши задачи. Об этом уже много писалось. Этот короткий цикл лекций построен вокруг обсуждения конкретных образов и социальных практик конфессионально ориентированного насилия, которое еще сегодня привычно увязывается среди немусульман с исламом. Речь пойдет о деконструкции международных фобий «мюридизма», «джихадизма» и прочих страхов перед "исламской угрозой", нередко имеющих колониальные корни. Вместе с тем, будет рассмотрена своеобразная гибридная культура насилия, сложившаяся в области социального бандитизма (Э. Хобсбаум) как формы сопротивления власти мусульманской деревни в ответ на государственные программы «умиротворения», «раскрепощения» и иных видов насильственной секуляризации и модернизации. Особое внимание будет обращено на новые политические и религиозные интерпретации практик социального насилия среди мусульман, их гендерные особенности, их эксплуатации в массовой культуре от популярной беллетристики до жанровой живописи, театра и кино.
...

LectOrient - это образовательный проект, который реализуется Институтом Цивилизаций при поддержке Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины.

Связаться с нами

Все права защищены © LectOrient, 2024

Разработано ;  by ЛектОриент