Знакомство с теоретическим ирфаном

Ирфан – исламский мистицизм - делится на два вида: теоретический (назари نظری) и практический ('амали عملی). Мистики, практикующие ирфан, называются арифами. Практический ирфан служит базой для ирфана теоретического. Так, практический ирфан не является концептуальным знанием, а представляет собой “видение” Аллаха сердцем. Видными арифами и знатоками ирфана в среде шиитских богословов были такие мыслители, как Алламе Табатабаи, Муртаза Мутаххари и сам лидер Исламской революции в Иране — айатолла Хомейни, автор ирфанических сочинений «Сорок хадисов» и «Толкование суры аль-Фатиха». Этот курс будет посвящён теоретическому ирфану, назари. Курс рассчитан на востоковедов, специалистов по исламской философии, желающих углубить свои знания, а также на всех, кто интересуется ирфаном.

Название Преподаватель Описание
1 Урок 1 Хамед Наджи Эсфахани Лекция знакомит слушателей с теоретическим мистицизмом. Д-р Эсфахани объясняет, что представляет собой теоретический мистицизм, какие термины используются для его обозначения и можно ли соотносить понятие «ирфан» с понятием «тасаввуф». В лекции демонстрируются этапы становления и развития теоретического мистицизма, а также рассказывается о вкладе таких средневековых ученых, как Ибн Сина (ум. в 1037 г.), Айн ал-Кудат Хамадани (ум. в 1131 г.), Хаким Санаи Газнави (ум. в 1131-1141 гг.), Рузбехан Бакли Ширази (ум. в 1209 г.), Ибн Араби (ум. в 1240 г.), Садр ад-Дин ал-Кунави (ум. в 1274 г.) и др.
2 Урок 2 Хамед Наджи Эсфахани Во второй лекции курса д-р Эсфахани раскрывает понятие «ирфан» и рассказывает, какое место теоретический мистицизм занимает в системе познания. Он объясняет, как складывалась идея ирфана и каковы были изначальные посылки мистицизма. Ученый рассматривает такое явление, как дуализм бытия, а также анализирует феномен религии и его связь с мистицизмом.
3 Урок 3 Хамед Наджи Эсфахани Лекция посвящена подходам в изучении теоретического мистицизма. Д-р Эсфахани обращает особое внимание на произведение Ибн Араби (ум. в 1240 г.) «Ал-футухат ал-маккийа», в котором изложены основы теоретического ирфана. Лектор анализирует это сочинение и объясняет, что представляет собой религия для мистика, какие существуют измерения мистицизма и почему некоторые средневековые ученые выступали против теоретического ирфана.
4 Урок 4 Хамед Наджи Эсфахани Лекция освещает идейные основы теоретического мистицизма Ибн Араби (ум. в 1240 г.). Д-р Эсфахани объясняет, в чем заключалась «наука о душе» и «наука о единобожии», согласно Ибн Араби, и почему феномен смерти играл важную роль в мистицизме. Лектор также обращает внимание на роль ирфана Ибн Араби в мистической мысли и его влияние на мистическую литературу последующих поколений.
5 Лекция 5 Хамед Наджи Эсфахани В лекции обсуждаются системы, основы и проблематика теоретического мистицизма. Д-р Эсфахани разъясняет предмет мистицизма и рассказывает об инструментах мистического познания. Он объясняет, кто есть Бог и какое положение Он занимает в концепции мистицизма. Также лектор раскрывает тему «разума» и выявляет различия между «мистическим» и «философским» разумом.
6 Лекция 6 Хамед Наджи Эсфахани В лекции продолжает раскрываться тема «единства бытия» (вахдат ал-вуджуд). Д-р Эсфахани объясняет, что школа Ибн Араби включала в понятие «единство бытия» и как истолковывала его. Он рассказывает, почему для исламских мистиков было важно размышление и какую роль оно играло в их поклонении. Вместе с этим лектор уделяет большое внимание тому, как Ибн Араби и его сподвижники трактовали божественные имена и атрибуты.
7 Лекция 7 Хамед Наджи Эсфахани Лекция посвящена концепции божественных имен и атрибутов в мистицизме Ибн Араби. Д-р Эсфахани знакомит слушателей с терминами, обозначающими «имя» (исм) и «атрибут» (сифат). На примерах из повседневной жизни он объясняет смысл этих понятий и разницу между ними. Также в ходе лекции ученый приводит классификации имен и атрибутов Аллаха, разработанные Ибн Араби.
8 Лекция 8 Хамед Наджи Эсфахани В данной лекции продолжается обсуждение божественных имен и атрибутов Аллаха с позиции исламского мистицизма. Д-р Эсфахани в ходе своего доклада рассматривает еще две классификации Божьих имен и атрибутов. Он подробно рассказывает об этих типологиях, а также объясняет, какую роль имена и атрибуты Аллаха играли в исламском мистицизме.
9 Лекция 9 Хамед Наджи Эсфахани В лекции освещается тема божественной субстанции, или так называемой «божественной души» (нафс-и рахмани). Д-р Эсфахани рассказывает, как в мистицизме Ибн Араби понималось данное понятие. Профессор знакомит слушателей с теорией «ка’идат ал-вахид» («правила единого») и объясняет, как эта теория связана с концепцией «божественной души». Особое внимание он уделяет вопросу «пяти миров» Ибн Араби.
10 Лекция 10 Хамед Наджи Эсфахани В ходе этой лекции продолжается разговор о «пяти мирах» Ибн Араби. На этот раз обсуждение посвящено третьему миру — «миру подобий» («‘алам ал-мисал»). Д-р Эсфахани, прибегая к примерам из повседневной жизни, знакомит слушателей с концепцией «мира подобий» Ибн Араби. Он рассказывает о теории «мира воображения» («‘алам ал-хайал) и объясняет, почему эта теория является одним из важных разделов мистицизма Ибн Араби.
11 Лекция 11 Хамед Наджи Эсфахани Лекция посвящена обсуждению мистических видений и откровений. Д-р Эсфахани рассказывает, как мистики определяли правильность своих видений и какие действия необходимо совершать для получения «достоверных» откровений. Профессор анализирует процесс получения видений во сне и наяву и объясняет, почему в мистицизме была важна медитация (муракаба).
12 Лекция 12 Хамед Наджи Эсфахани
...

LectOrient — это образовательный проект, который реализуется Институтом Цивилизаций при поддержке Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины.

+7 (495) 134-35-34
info@lectorient.ru

Все права защищены © LectOrient, 2024

Разработано ;  by ЛектОриент