К 1980-м годам, когда в Советском Союзе разворачивались процессы ре-исламизации, ногайцы уже не имели целостного представления о суфизме. Однако исламизация предков ногайцев шла именно при помощи суфийских проповедников, проникавших в степи из Средней Азии. Суфизм сыграл огромную роль и в истории постордынских государств, в которых ногайцы оставались основным кочевым населением, — в особенности, в Ногайской орде и Крымском ханстве. Суфизм — кроме всего прочего, политически значимый элемент ногайской государственности, поскольку одна из родословных основателя последней, Эдиге (Едигея), представляла собой накшбандийскую сильсилю, восходившую к Абу Бакру. Суфизм был широко распространен среди ногайцев вплоть до начала XX века, хотя уже после XVIII-XIX веков он находился под значительным иноземным влиянием. В 1900-1920-е годы в Ногайской степи его распространяли уже суфийские проповедники из Бухары и Чечни. Возвращение суфизма в Ногайскую степь произошло уже в начале 2000-х годов, — уже с территории Дагестана. Жители Ногайской степи уже забыли о суфизме: сегодня он часто воспринимается ими как чуждое традиции явление. Поэтому местной суфийской общине приходится доказывать свою укорененность в ногайских традициях: шейхи находят могилы ногайских шейхов и других суфийских деятелей, воссоздают их биографии, устраивают к ним полноценные зияраты. Ногайские же ученики дагестанских шейхов создают собственные школы, в том числе и в городах и поселках нефте- и газоносного Севера. Лектор: Ахмет Аминович Ярлыкапов — к.и.н., в.н.с. МГИМО МИД России, с.н.с. ИЭА РАН.
Онлайн-лекция А.А. Ярлыкапова "Знакомый незнакомец
Все права защищены © LectOrient, 2024
Разработано ; by ЛектОриент