План курса:
№ | Название | Преподаватель | Описание |
---|---|---|---|
1 | Принципы и основы тариката Накшбандийа | Хамед Наджи Эсфахани | Тарикат Накшбандийа – это тарикат, основанный Хваджой Баха’ ад-дином Мухаммадом Накшбандом Бухарайи (718-791 л.х./1318-1389), который представляет собой ответвление тариката хваджаган. Поэтому истоки этого тариката следует искать во взглядах Хваджи Йусуфа Хамадани (440-535 л.х./1048-1140) и Хваджи ‘Абд ал-Халика Гидждувани (ум. 575 л.х./1180). Несмотря на большую хронологическую дистанцию, Хваджа Баха’ ад-дин Накшбанд считал себя непосредственным учеником Хваджи ‘Абд ал-Халика Гидждувани. После Хваджи Баха’ ад-дина Мухаммада тарикат Накшбандийа за короткий промежуток времени получил распространение в Мавераннахре и Хорасане, а его предшественники Хваджа ‘Ала’ ад-дин ‘Аттар (ум. 802 л.х./1400), Мухаммад Парса (ум. 822 л.х./1420) и Йа‘куб Чархи (ум. 851 л.х./1447), выполняли обязанности муршидов и сыграли важную роль в популяризации этого тариката. Учение этого тариката строится на полном подчинении нормам шариата, следовании сунне, отдалении от нововведений и постоянстве в поклонении, а потому вызывало уважение даже у противников суфизма. Цель данной лекции — изложить принципы и основы тариката Накшбандийа и дать обзор его медитативных практик (муракаба), представив |
2 | История и идейные основы тариката Накшбандийа | Хамед Наджи Эсфахани | В отличие от учения многих суфийских тарикатов, которое, к сожалению, не было последовательно изложено, в тарикате Накшбандийа имеется практически систематизированное учение. Почти во всем учении Хваджи Баха’ ад-дина Мухаммада Накшбанда можно видеть его настойчивую приверженность главному принципу – недопустимости отхода от шариата. Чтобы вступить в тарикат Накшбандийа, желающий был обязан соблюсти целый ряд принципов, после чего его присутствие в тарикате становится допустимым. Конечно, нельзя не упомянуть о том, что, в целом, во всех суфийских тарикатах практикуется период знакомства с тарикатом, который может быть разным в различных тарикатах. В ходе лекции будут рассмотрены история возникновения и развития тариката Накшбандийа, его одиннадцать принципов, а также практики, реализуемые в рамках |
3 | Накшбандийа: практики и отличия от других тарикатов | Хамед Наджи Эсфахани | Основу учения ордена Накшбандийа составляют 11 принципов, которые объективировались в религиозных практиках. Первые 3 принципа сформулированы Бахауддином Накшбанди, а остальные Абдул-Халиком аль-Гидждувани: «Вукуф-и замани» (перс. وقوف زماني — остановка времени) — дорожить временем и рассчитывать каждый свой миг; «Вукуф-и адади» (перс. عددي وقوف — ведение исчисления) — концентрация на произнесении зикра, при которой главное не количество произнесенных зикров, а их качество; «Вукуф-и кальби» (перс. وقوف قلبي — неподвижность сердца) — сконцентрированность сердца и помыслов на произнесении зикра, не оставляющая места ни для чего другого; «Хуш дар-дам» (перс. هوش در دم — ум в дыхании) — ощущение близости Аллаха; «Назар дар-кадам» (перс. نظر در قدم — взгляд на шаг) — обращение своего взора "на кончики пальцев ног", оберегание взгляда на запретное; «Сафар дар-ватан» (перс. سفر در وطن — путешествие по Родине) — отдаление от людей и приближение к Богу; «Халват дар-анджуман» (перс. خلوت در انجمن — одиночество в толпе) — занятие мирскими делами с обращённым к Богу сердцем; «Яд-кард» (перс. ياد كرد) — поминание Аллаха языком вместе с сердцем; «Баз-гашт» (перс. باز گشت — возвращение) — чтение зикра с мыслями только об Аллахе; «Нигах-дашт» (перс. نگاه داشت — сохранение) — защита сердца от вторжения посторонних ощущений; «Яд-дашт» (перс. ياد داشت — вспоминовение) — познание глубины ощущений в духовной практике и необходимость защиты достигнутого состояния. В данной лекции будут рассмотрены практики, характерные для тариката Накшбандийа, а также его отличия от других тарикатов. |