Суфизм вызывает исследовательские споры. Является ли он неотъемлемой частью ислама или привнесен извне? Каковы его идеи и практики в зависимости от временных и локальных контекстов? Какую он играет роль внутри мусульманских обществ и за их пределами? Все это до сих пор представляет интерес для науки. В данном курсе суфизм будет рассматриваться не как религиозная система со своими идеями и догматами, а как социальное движение, в рамках которого создавались объединения, определялись роли и статусы членов обществ, выстраивались культурные границы и характер взаимодействий с окружающим миром.
План курса:
№ | Название | Преподаватель | Описание |
---|---|---|---|
1 | Восприятие суфизма на Западе | Максим Альбертович Алонцев | «Гулистан» Саади, путевые заметки – все это и многое другое познакомило европейского читателя с суфизмом. Однако мнения о корнях суфизма, его роли и месте в исламе всегда отличались своим разнообразием. Подробнее об этом – в лекции Максима Альбертовича Алонцева. |
2 | Суфизм и иноверцы | Максим Альбертович Алонцев | «Гулистан» Саади, путевые заметки – все это и многое другое познакомило европейского читателя с суфизмом. Однако мнения о корнях суфизма, его роли и месте в исламе всегда отличались своим разнообразием. Подробнее об этом – в лекции Максима Альбертовича Алонцева. |
3 | Развитие суфийской литературы и легитимация суфийского движения | Максим Альбертович Алонцев | Суфизм нередко объявлялся недопустимым новшеством в исламе. Это не могло не привести к попыткам со стороны суфиев доказать легитимность собственных учений, что породило появление корпуса текстов, выполняющих эту роль. |
4 | Образование и формирование суфийских сообществ | Максим Альбертович Алонцев | Первые суфийские протосообщества организуются вокруг харизматичных суфийских шейхов, обладателей знания. Багдад и Басра стали очагом возникновения суфизма и его распространения по всем областям мусульманского мира. Подробнее об этих процессах расскажет М. А. Алонцев. |
5 | Укрепление культа суфийских наставников | Максим Альбертович Алонцев | Ранний этап формирования институтов суфийских общежитий может быть представлен на примере мейханы Абу Саида Аби Хейра. В подобных местах суфии жили, собирались и проводили групповые ритуалы. В результате нередко возникали посмертные культуры суфийских наставников. Подробнее об этом – в лекции М. А. Алонцева. |
6 | Распространение суфийского учения за пределы Багдада | Максим Альбертович Алонцев | Суфизм формировался в Багдаде вокруг Джунайда, а также его учеников. Именно они сыграли существенную роль в распространении учения их наставника за пределами Багдада. |
7 | Развитие суфийской житийной литературы | Максим Альбертович Алонцев | Житийная литература посвящена жизнеописанию суфийских подвижников. Ее формированию способствовала ценностная установка прожить идеальную жизнь, так, как жил пророк Мухаммад. Первые века житийная литература (сира) складывалась на основе корпуса хадисов, которые описывали его поступки и слова. По мере развития истории житийная литература начала формироваться вокруг образа суфийского наставника. |
8 | Женщины в раннем суфийском и мистическом движении | Максим Альбертович Алонцев | Знания о том, как женщины участвовали в подвижничестве и развитии суфийских общин обрывочны и фрагментарны. Тем не менее, образы активных, деятельных женщин в исламской истории присутствуют. Самый популярный пример – жена пророка Мухаммада Хадиджа. Однако ее образом женские фигуры не ограничиваются. Подробнее – в лекции Максима Альбертовича Алонцева. |