Политический ислам в Индонезии на современном этапе развития относится к числу тех факторов, которые существенно влияют на политику правящих элит. Процессы демократизации, которые начались в Индонезии в 1988г., существенно повлияли на умму, содействуя ее политизации. В результате политическое пространство индонезийского ислама оказалось подвержено не только идеологизации, но и последовательной фрагментации. Поэтому в рамках современного политического ислама выделяются умеренные, консервативные и либеральные течения. Идеологические предпочтения мусульманских политиков и интеллектуалов, принадлежащих к этим лагерям, различны. Умеренные, как правило, ориентированы на правящие политические элиты, фактически став ресурсом светских властей в их попытках контролировать активность верующих. Консерваторы активны в своей критике современного политического режима как, на их взгляд, неисламского или враждебного исламу. Именно они воспринимаются элитами в качестве основной угрозы, так как их влияние на умму велико, а прямое воздействие на верующих трудно поддается учету и контролю. Поэтому попытки властей ограничить рост радикального ислама представлены борьбой именно с такими несистемными мусульманскими группами. Либералы, в свою очередь, также представляют внесистемное течение уммы, так как их идеи остаются слишком радикальными как для умеренных, так и консервативных мусульман. Именно эти аспекты современной политической истории индонезийского ислама будут в центре представленных лекций.
Максим В. Кирчанов
д-р ист. н., доцент Кафедры регионоведения и экономики
зарубежных стран Факультета международных
отношений, доцент Кафедры истории зарубежных стран и востоковедения Исторического факультета ФГБОУ ВО
"Воронежский Государственный Университет"