Восприятие ислама в целом и форм его бытования в регионах с колониальным и советским прошлым во многом зависит от фобий по отношению к исламскому Другому, унаследованных от эпохи колониальной экспансии и длительной деколонизации XIX–XXI вв. В колониальном (и отчасти советском) прошлом образ ислама привычно ассоциировался у европейцев с насилием. Опровержение этого тезиса не входит в наши задачи. Об этом уже много писалось. Этот короткий цикл лекций построен вокруг обсуждения конкретных образов и социальных практик конфессионально ориентированного насилия, которое еще сегодня привычно увязывается среди немусульман с исламом. Речь пойдет о деконструкции международных фобий «мюридизма», «джихадизма» и прочих страхов перед "исламской угрозой", нередко имеющих колониальные корни. Вместе с тем, будет рассмотрена своеобразная гибридная культура насилия, сложившаяся в области социального бандитизма (Э. Хобсбаум) как формы сопротивления власти мусульманской деревни в ответ на государственные программы «умиротворения», «раскрепощения» и иных видов насильственной секуляризации и модернизации. Особое внимание будет обращено на новые политические и религиозные интерпретации практик социального насилия среди мусульман, их гендерные особенности, их эксплуатации в массовой культуре от популярной беллетристики до жанровой живописи, театра и кино.
План курса:
№ | Название | Преподаватель | Описание |
---|---|---|---|
1 | Ислам и (пост)колониальные фобии XIX–XXI вв. | Бобровников Владимир Олегович | Восприятие ислама в целом и форм его бытования в регионах с колониальным и советским прошлым во многом зависит от фобий по отношению к исламскому Другому, унаследованных от эпохи колониальной экспансии и длительной деколонизации XIX–XXI вв. В колониальном (и отчасти советском) прошлом образ ислама привычно ассоциировался у европейцев с насилием. Опровержение этого тезиса не входит в наши задачи. Об этом уже много писалось. Этот короткий цикл лекций построен вокруг обсуждения конкретных образов и социальных практик конфессионально ориентированного насилия, которое еще сегодня привычно увязывается среди немусульман с исламом. Речь пойдет о деконструкции международных фобий «мюридизма», «джихадизма» и прочих страхов перед "исламской угрозой", нередко имеющих колониальные корни. Вместе с тем, будет рассмотрена своеобразная гибридная культура насилия, сложившаяся в области социального бандитизма (Э. Хобсбаум) как формы сопротивления власти мусульманской деревни в ответ на государственные программы «умиротворения», «раскрепощения» и иных видов насильственной секуляризации и модернизации. Особое внимание будет обращено на новые политические и религиозные интерпретации практик социального насилия среди мусульман, их гендерные особенности, их эксплуатации в массовой культуре от популярной беллетристики до жанровой живописи, театра и кино. |