Русские источники знали об исламе «за Камнем» ещё до похода Ермака. С конца XVI – XVII вв. идёт процесс активного взаимодействия с сибирскими мусульманами русских и других народов, пришедших из европейской части России. Ранние сибирские летописи описывали сибиряков, которые «держатца маметева (магометанского) закону». Однако полноценной частью мирового научного исламоведения ислам в Сибири стал только в начале XXI века. Курс лекций предлагает взгляд на феномен ислама в Сибири с точки зрения социокультурной антропологии, а точнее той её части, которая называется антропологией мировых религий, в данном случае, антропологии ислама. В центре внимания находится явление народного ислама, то есть его локальных проявлений, характерных для конкретных региональных общин. Курс базируется на источниках, собранных автором и его коллегами на протяжении нескольких десятилетий в ходе этнографических экспедиций. Основной массив данных был получен среди различных общин сибирских мусульман, прежде всего, у тоболо-иртышской группы сибирских татар. В течение курса мы будем обсуждать следующие вопросы: региональные особенности народного ислама в Сибири, состав и специфика культа святых, традиция создания рукописных мусульманских памятников, особенности формирования местных исламских элит. Какие верования были у предков сибирских мусульман до распространения ислама? Почему Ермак считался мусульманским святым? Что такое «астана», где они расположены, какие исполняют функции и каково происхождение этого слова? Что могут поведать сны о нашем предназначении? По какому принципу захоронения сибирских татар делятся на мужские и женские? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в ходе лекционного курса.
Цикл лекций "Ислам в Сибири: антропологический подход к изучению"
Все права защищены © LectOrient, 2024
Разработано ; by ЛектОриент