Перейти к основному содержимому

«Шиитские династии: пространство искусства»


Институт Цивилизаций

О Курсе

Искусство и культура В истории Ближнего Востока и Южной Азии есть особенные исторические периоды, связанные с приходом к власти династий, исповедующих шиизм. Помимо характеристик политического, идеологического и социального толка, каждая из них вызвала к жизни удивительные формы и виды исламского искусства, неизвестные в среде суннитов, а географические различия и местная культурная традиция привели к их потрясающему разнообразию. Несмотря на разницу в положении на мировой политической арене, все рассматриваемые династии объединяет одно: стремление через активный государственный патронат утвердить религиозные особенности шиизма. На лекциях погорим о многообразии шиитского мира, воплотившемся в произведениях искусства: архитектуре, живописи, художественных ремеслах. Шиитское искусство Фатимидов. В X в. Сирия и многие территории Северной Африки попали под влияние мощной династии Фатимидов, претендовавшей на родство с Пророком. Ее представители стремились спорить с авторитетом халифа багдадского, а исповедуемый ими исмаилизм нуждался в активном разъяснении и пропаганде. Фатимиды избрали искусство одним из инструментов своей религиозно-политической риторики, и хотя до нас дошли лишь осколки былого величия, но и они могут многое поведать. В это время появился Каир и его первый университет Аль-Азхар, а мастерские города стали знамениты на весь мир изделиями из горного хрусталя, золота, керамики и слоновой кости. Индия. Шиитские султанаты Декана. В середине XIV в. на Юге Индии появилось первое независимое мусульманское государство Индостана – султанат Бахманидов. Соперничество с Делийским султанатом, демонстрация автономности и оригинальности политического и культурного пути проявились в активном следовании шиизму и создании нового художественного языка. С первых лет султаната его правители активно привечали представителей персидского мира, которым отдавали предпочтение перед выходцами из местной мусульманской элиты. Эти особенности, вкупе со вкусами индуистского большинства, вылились в создание местного стиля. Декан стал прославленным центром науки и искусства, который не утратил свое значение и после распада династии Бахманидов, при их наследниках. Сефевидский Иран: религия и искусство. Сверкающие на солнце купола мечетей, разноцветные ковры, роскошные ткани, тонкие миниатюры – Сефевидский Иран был знаменит далеко за пределами исламского мира. На лекции поговорим о тех аспектах искусства этой эпохи, которые напрямую связаны с шиизмом и его превращением в государственную идеологическую систему и о балансе светского и духовного в этом новом мире. Индия. Шиитские кланы при Великих Моголах: Навабы Бенгалии и Авада Под властью навабов, правителей-наместников некоторых областей Индии, лояльных Могольской империи, а после ее распада – британскому владычеству, в XVIII-XIX вв. сформировалась и расцвела особая шиитская культура с ярко выраженными местными чертами. Огромные архитектурные комплексы-имамбары походили скорее на европейские дворцы, а религиозные шествия тазийе превратились в яркие фестивали с выносом разноцветных моделей гробницы имама Хусейна. Каджары в Иране: «народное» искусство. В XIX в. персидский мир вступил с новыми политическими амбициями, стремясь завоевать достойное место на европейской политической арене. Экономические реформы и европейские влияния, тем не менее, мало отражались на жизни простого населения, которое глубже, чем ранее, было погружено в ритуализм и особое, почти мистическое восприятие религии. В это время развивается «мусульманская магия», бродяги-дервиши пользуются непререкаемым авторитетом, а повседневное искусство опирается на вкусы малообразованного, но глубоко верующего большинства.

Преподаватель

Course Staff Image #1

Коротчикова Полина Викторовна

кандидат искусствоведения,старший научный сотрудник Государственного музея Востока,старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.

Партнеры

    1. Категория:

      История
    2. Начало курса

Внести в список