17 июня 2024 г. при поддержке Фонда Ибн Сины в рамках курса "Хадж в российском контексте: прошлое и настоящее мусульманского паломничества" состоится онлайн-лекция "Советский хадж в Третий мир времен Холодной войны: Свобода совести напоказ и/или личное благочестие". Начало лекции — 18:00 (по МСК). Одной из общеизвестных и повсеместно распространенных религиозных практик ислама остается паломничество к общим святыням мусульман в Мекке и ее окрестностях (хаджж и ‘умра). В отличие от других столпов ислама его сложно утаить от государственного надзора, особенно в закрытых обществах с развитой паспортной системой и охраняемыми политическими границами. В советскую эпоху хаджж из России (и через Россию) в Саудовскую Аравию то запрещали, то вновь разрешали в угоду разных внешнеполитических задач и проектов СССР. После гонений на религию он был возобновлен в 1944–1945 гг., а затем сразу после смерти И.В. Сталина с августа 1953 г. Он не прекращался до конца существования советского строя, но до начала 1990-х годов был доступен лишь малым группам от 6 до 21 человек. Паломничество тщательно готовилось сетью советских учреждений, из которых за него отвечали региональные муфтияты (ДУМ) и курировавший их Совет по делам религиозных культов (с 1965 — Совет по делам религий). Оно неплохо документировано в центральных (ГАРФ, НА РУз, ГА АР) и региональных архивах России и СНГ. Немало советских документов о хаджже ввел в научный оборот В.А. Ахмадуллин. Имеются авторитетные обзоры истории хаджжа российских и советских мусульман, в частности в книге Айлин Кейн (E. Kane, 2015, рус. пер. 2021). Вместе с тем, живая повседневность послевоенных советских паломничеств, внутренние переживания верующих от поездки в Мекку через Москву, столкновений с единоверцами за рубежом, приобретения почетного среди верующих титула хаджжи еще плохо представлены в литературе. В целом советские документы и частные нарративы о послевоенном хаджже ждут осмысления. Имеется немало распространенных и не совсем точных клише, рисующих всех советских паломников дремучими и корыстными стариками из ДУМ в анахроничных восточных одеяниях, засланных за рубеж КГБ. Я попробую оспорить стереотипы о советском хаджже, представив насыщенное описание (по К. Гирцу) паломничества 1963 г., по документам и хаджж-нама ставшего хаджжи в 34 года таджикского репортера и писателя Фазлиддина Мухаммадиева с озорными рисунками С.И. Вишнепольского (1970). Созданная на основе его дневника повесть «Дар он дуньё» многократно переиздавалась в 1965–1991 гг. на таджикском, русском и множестве других, включая арабский, языках с общим тиражом до 1 млн. экземпляров.
Онлайн-лекция "Советский хадж в Третий мир времен Холодной войны: Свобода совести напоказ и/или личное благочестие"
Все права защищены © LectOrient, 2024
Разработано ; by ЛектОриент