Наука Прошло больше 40 лет с тех пор, как Эдвард Саид опубликовал свою нашумевшую книгу «Ориентализм», в которой попытался представить западный подход к восприятию, репрезентации и пониманию Востока. Хотя Э. Саид был далеко не первым исследователем, который обратил внимание на искусственность понятия «Восток», его связь с политикой, с представлениями Европы о самой себе, тем не менее, именно работа Саида вызвала бурную дискуссию в западном востоковедении. Российского восприятия Востока сам Саид почти не касался, но уже в начале XXI в. в американской русистике развернулся спор о возможности применить «саидовский ориентализм» к российской политике на Востоке. Спор был подхвачен и продолжен в целом ряде отечественных публикаций. В рамках небольшого цикла лекций мы едва ли сможем точно ответить на вопрос, вынесенный в заглавие, но мы попытаемся выделить характерные концептуальные черты российского академического востоковедения конца XIX –ХХ в., рассмотреть особенности восприятия мусульманского Востока в русской литературе, в живописи и кинематографе. И, может быть, нам станет понятнее, какими глазами Россия смотрела на Восток: западноевропейскими или все-таки своими? 1. Русский ориентализм в науке: российское "востоковедение" и западный "ориентализм", есть ли отличия? 2. Ориентализм и отечественное востоковедение (исламоведение) 3. Русский ориентализм в художественной литературе 4. Русский ориентализм в живописи и кинематографе.
План курса:
№ | Название | Преподаватель | Описание |
---|